karazyan

Давайте вместе менять мир к лучшему

Дружим - значит меняем


Previous Entry Share Next Entry
karazyan

ЗВАРТНОЦ -- ХРАМ БДЯЩИХ СИЛ

ca5740283d86fca9448adb45445d19ac_full

Так сложилось, что после окончания училища,я попал на практику именно в этот храм, и принимал участие в его рестоврации. Так что некоторые камни, были высечены мной, и самолично установленны на место.В интернете нашёл очень хорошую статью об этом храме, надеюсь она будет Вам интересна.[Spoiler (click to open)]Храм Бдящих Сил. Часть 1.

PrintFriendly


Армения. Ереван. Звартноц. Древний храм Бдящих Сил. Близость Еревана и городского одноименного аэропорта многих туристов наводит на предположение, что ничего интересного и достойного посещения тут быть не может. А зря! Мы беремся показать и доказать, что храм Бдящих Сил — Звартноц — удивительное место. Иногда возникает мысль, что хорошо, что Звартноц (храм, а не аэропорт) не восстанавливают. Разрушения настолько значительны, что восстановление храма Бдящих Сил закономерно превратится в постройку нового. И не факт, что новый храм будет обладать той потрясающей энергией и аурой, которой буквально пронизывают насквозь нынешние руины древнего храма Звартноц. И если уж так трагически получилось, что храм Бдящих Сил разрушен, то, наверное, пусть лучше останутся древние священные руины, чем будет построен очередной новодел. Потому что руины Звартноца производят очень глубокое духовно-мистическое впечатление даже на нерелигиозного человека. Храм Бдящих Сил Звартноц вблизи Еревана закономерно оказывается сильней любых представлений и заблуждений обычного человека. Даже разрушенный до основания храм…
014015

Давным-давно, когда человек был намного проще, а экология чище, на этом месте было языческое капище вокруг глубокого колодца с водой. Здесь совершались языческие ритуалы и обряды, здесь люди получали надежду и силу делать свои мирские дела. Нельзя точно утверждать, что все люди тогда были добрые и милые, поскольку на всей планете тогда царствовал зоологический индивидуализм и дикие нравы. Шли века, бронзовая и железная эпохи канули в архивах времени, но это место не покинули, ни люди, ни духи, ни нравы…

Однако, время шло, люди здесь не вымирали, а даже наоборот, появлялись новые цари, новые культурные ценности. Позже при царе Русе Втором (уже тогда здесь появлялись русские?) на этом месте был построен урартский храм с жертвенником и с клинописью на столбе, которая гласила о важном событии – строительстве водопровода от реки Раздан. Говорят, что водопровод этот сохранился до сего дня.
002

Шли века, и храм менялся, но это место по-прежнему не покинули ни люди, ни духи, ни нравы… Менялась лишь внешняя форма. После урартского храма на этом месте появился эллинистический храм Тира-Аполлона. Разные источники сбивчиво предполагают, что храм Тира-Аполлона был перестроен после того, как в 301 году царь Трдат призвал к себе Григора Лусаворича. Известно, что именно Григор страстно пропагандировал христианство, за что был подвергнут страшным пыткам, но не побежден духовно.

В итоге всей этой неприятной истории, в результате кучи мучений Григора Лусаворича, психотических расстройств психики Трдата и многочисленных убийств по прихоти, царь повернулся умом. Читая о его поступках, становится удивительно, что его посчитали сумасшедшим только тогда, когда он впал в припадок и стал «диким вепрем» (т.е. оборотнем), а не намного раньше. Ну, а Григора, который, все-таки, настоял на своём (с удивительным упорством и способностью терпеть и выживать в ужасных условиях), в итоге сделали епископом Армении.

Правда перед этим Григор исцелил Трдата от оборотничества и даже крестил царя, чтобы неприятный инцидент со здоровьем не повторялся. За Трдатом крестились все его приближенные. Чего уж теперь — как царь, так и они. Сатрапы – люди серьезные. А Григор начал руководить возведением христианских храмов по Армении, в том числе, перестройкой этого тогда еще эллинистического храма. И возвысился здесь храм христианский.
А о непростых и странных взаимоотношениях двух мужчин: царя Трдата и Григора Лусаворича — можно почитать: Источник.

003
На древнеармянском языке Храм Бдящих Сил звучит, как Звартноц. С непривычки можно не сразу правильно произнести из-за нетипичного для русского языка сочетания согласных звуков с согласными. Тот храм, развалины которого можно сейчас увидеть и потрогать, был основан в середине седьмого века (в 641 году) по распоряжению Нерсеса Третьего Халкидонита, и завершено его возведение было примерно в 650-660-е годы. Т.е. этот чудесный храм помнит очень древние века.

В Армении есть еще один Звартноц, более современный и не менее чудесный, чем Храм Бдящих Сил. Новый Звартноц построен в 1980 году 20 века. Этот новый Звартноц не что иное, как аэропорт.
004
Однако вернемся в древние века, и прогуляемся по времени назад.
005
В те времена самолеты не летали, но у людей было очень много сил, и на эту территорию вторглись арабские халифатские завоеватели.

В принципе, войны – это было обычно дело. А мирные времена занимали примерно такой же процент времени, какой сейчас занимают выходные дни и праздники у обычного работающего человека. Всё время войны и стычки, как работа, и есть небольшие мирные «выходные». Когда читаешь историю, создается стойкое ощущение: все время войны, а потом маленькое перемирие — и снова понеслось…

Итак, арабские завоеватели захватили столицу Двин и стали орать, что им раз плюнуть захватить всю страну. Но арабы были не одиноки в своих желаниях, им на хвост наступали византийцы со своей империей. В общем, только успевай поворачиваться – кругом враги, конкуренты, и мечты захватчиков порулить чужими ресурсами хотя бы недолго. Местным жителям пора было определяться, к кому примкнуть, чтобы выжить и потом нормально жить.
006
Всё зависело от того, на чью сторону встанет как можно больше людей, поскольку люди и являлись решающей боевой силой. А чем можно привлечь на свою сторону сторонников? Всего двумя вещами. Во-первых, «купить», в крайнем случае, пообещать блага. Во-вторых, увлечь общей азартной идеей и склонить на свою сторону перевесом сил. В то время (впрочем, как и сейчас) увлекающие народные массы религиозные идеи представляли собой непростой сплав религии, национальных и бытовых традиций, а также политики. Сплачивающая идея христианства оказалась очень подходящей и конъюнктурной. К тому же арабы с их манерами поведения уже очень напрягали местное население. Пора было ставить точку в самоопределении. И христианство оказалось для этого очень перспективной идеей и религией.
007
Кстати, как пишут некоторые источники, взаимоотношения Армении и Ирана послужили развитию христианской культуры. Неожиданно!

«Этому свидетельство — знаменитый Эдикт Хормизда IV, сына Хосрова Ануширвана, в котором он запрещает преследования иноверцев и утверждает, что только Благой Мыслью, Благим Словом и Благим Делом человеку должно поступать. Сила Империи, по справедливому утверждению Хормизда, зиждется на единении народов, её населяющих, на единении императора с нациями и церковью. Посему, не насилием, но Благом можно показать праведность Авесты.» Источник.

Но не будем копать сильно вглубь и вширь, пусть это делают историки. Вернемся к храму Бдящих Сил, а то скоро будет гроза. Небо потемнело, и дождь собирается.
008
Все так же неумолимо шло время, и храм менялся, но это место по-прежнему не покинули ни люди, ни духи, ни нравы… Менялась только внешняя форма.
009
«Есть определённое мнение относительно того факта, что прототипом этого величественного храма являются некоторые храмы Великой Сирии, а именно храмы в Апамее, Босре и в Селевкии. Все эти сооружения датируются VI веком. В связи с этим следует рассмотреть весь генезис ближневосточной архитектуры, проведя при этом архитектурный анализ, начиная с оснований наличествующих в данных архитектурных шедеврах. Здесь сразу возникает вопрос относительно преемственности данного типа архитектуры и её распространения на всём Ближнем Востоке. Как и храмы Сирии, храм Звартноц в основании имеет равносторонний крест, выложенный из экседр, которые скреплены между собой свободно стоящими пилонами. Пространство между крестом и внутренними стенами было свободно, а сами стены выложены были по окружности. Таким образом, крест с пилонами был вписан в окружность, как это показано на рисунке. Подобная планировка храмов была известна с древнейших времён и вбирала в себя цельный философский смысл, о котором здесь следует упомянуть в отдельности». Источник.
010
Во времена страстей между Арабским Халифатом и Византийской Империей, католикосом был избран епископ Нерсес Таеци. Он получил образование в Византии, служил в ее армии и поэтому легко и радостно лоббировал идею присоединения к Византии. В соответствии со своими искренними убеждениями он и стал делать все, что умел. Он стал создавать множество церквей, монастырей и укреплять христианскую веру. За свою пассионарность Нерсес был прозван Строителем. Хотя возникает мысль, что вот сейчас активным политикам и разным деятелям чаще придумывают обидные клички, а тут «Строитель» и всё… Может быть, и у него в народе были нелицеприятные прозвища, но теперь уж мы никогда не узнаем, как было на самом деле.

Итак, Нерсес привлек для строительства храма Бдящих Сил мастеров из того самого столичного города Двина. Видимо, арабов к тому времени попросили покинуть теплое место и попусту не орать.
011
«Описания Звартноца не сохранилось, но известно, что ему было посвящено множество восторженных похвал. Предание рассказывает, что византийского императора Константина III, посетившего Армению в 652 году, так поразила красота храма, что он приказал строителю Звартноца ехать вместе с ним в Константинополь. По дороге зодчий умер, и только это обстоятельство помешало воздвигнуть в столице Византии аналогичное сооружение». Источник.

Однако есть реконструкции этого храма. Вот так он, возможно, тогда выглядел.

012

013

Сейчас этот храм выглядит вот так.
001
«Дошедшие до наших дней руины Звартноца свидетельствуют о грандиозности здания. Оно возвышалось на площадке, вокруг которой шел частично сохранившийся ступенчатый пьедестал. В плане храм напоминает крест, вписанный в круг. Этот крест является основой внутреннего пространства храма. Вся конструкция опиралась на четыре мощных пилона двадцатиметровой высоты. Между этими гигантскими столбами помещались четыре апсиды, стены которых составляли полукруглые колоннады. Круглое внутреннее пространство опоясывала двухэтажная галерея. Второй ярус церкви был сквозным с трех сторон, и его стены опирались на шесть мощных колонн. Вся композиция завершалась высоким многогранным куполом, собирающим воедино все внутреннее пространство храма. В церковь вели пять входов». Источник.

Храм простоял лет 300 и был разрушен землетрясением.

«Звартноц простоял более трехсот лет и около 930 года был разрушен землетрясением. Как выяснили исследователи, зодчему, строившему храм, не удалось полностью перенести тяжесть верхних ярусов на четыре мощных пилона, служивших главными опорами, и в результате часть нагрузки легла на арки и своды храма. Именно это оказалось слабым местом постройки, и сильный удар землетрясения разорвал ее…» Источник.

Попыток восстановить Храм Бдящих Сил не было, хотя разные идеи реконструкции активно муссируются.
016


Авторы Игорь и Лариса Ширяевы.

[Spoiler (click to open)]

Возможно, мужчины строят храмы для того, чтобы потом женщины на развалинах древних храмов фотографировали в грозу своих дочерей…
017
Романтика, милая сценка… Начался дождь с грозой. Мы уселись с нашими друзьями на лавочку под куст, нарезали бастурму и погрузились в нирвану… Пока над храмом Бдящих Сил громыхает гроза, мы продолжим наше неспешное погружение в историю и культуру.

Символизм – важная составляющая при возведении религиозных и мистических строений. Несмотря на ливень и грозу, самое время заняться эзотерическим символизмом. Так что давайте войдем в храм и встанем в его середину.
018
«…храм Звартноц в основании имеет равносторонний крест, выложенный из экседр, которые скреплены между собой свободно стоящими пилонами. Пространство между крестом и внутренними стенами было свободно, а сами стены выложены были по окружности. Таким образом, крест с пилонами был вписан в окружность, как это показано на рисунке. Подобная планировка храмов была известна с древнейших времён и вбирала в себя цельный философский смысл, о котором здесь следует упомянуть в отдельности».
019
«Крест в круге — это один из самых древних символов, восходящий своими корнями к эпохе доарийских цивилизаций. Его философское значение столь же многогранно, сколь и сокровенно; не хватит и целого тома для полного описания его. Посему здесь следует упомянуть лишь об одном или о двух значениях данного символа. Круг, как известно, является символом одновременно и начала, и конца; круг — это совершенная законченная форма, не требующая никакого дополнения. Круг всегда олицетворял сам Цикл проявления. Крест в круге означает проявленный Космос или Мир, разделённый на четыре части; вертикальная линия олицетворяет Мужское — Духовное Начало, а горизонтальная линия в круге олицетворяет Материю, или Женское Начало. При прибавлении к данному символу непреложного аспекта Вечного Движения мы получаем Колесо Мира, т.е. Свастику. Не правы те, кто утверждает, что колесо не было известно в глубокой древности, в противном бы случае древние не знали бы о существовании данного символа Космоса задолго до появления великих пирамид Египта даже по современной историографии».
020
«Здесь также следует упомянуть одну немаловажную деталь относительно философского значения данного символа, которая присутствует и в выше упомянутых храмах. Речь идёт о скрытом (эзотерическом) значении свободно стоящих пилонов и их аналогичной связи с символом Мирового Колеса. Ниже, на рисунке представлена очень древняя схема, которая была известна всем древним азиатским и европейским народам. Четыре точки вокруг описанного креста отображают тот же крест, но уже в круговом движении, то же имеет и показанная Свастика. Кроме всего прочего, полностью этот символ означал также и Солнце. Таким образом, приэкседровые свободно стоящие пилоны в храмах типа Звартноц играли не только конструктивную роль, но глубокую философскую, дополняя органически основание, которое отображало весь проявленный Космос в Движении. Необходимо отметить, что из всех христианских храмов данного типа именно основание Звартноца наиболее точно отображает Мировое Колесо, и, в первую очередь, из-за простоты архитектурного замысла».

Символизм и эзотерические знания, тем не менее, не смогли заменить инженерные расчёты. Зодчий, который руководил строительством Храма Бдящих Сил, ошибся в инженерных расчетах, и тяжелые верхние ярусы храма оперлись всем весом не на четыре пилона (главные опоры), а часть веса легла на арки и своды храма. И все бы ничего, у нас дома гораздо хуже строят сейчас, но землетрясение поставило всю эзотерику на место, т.е. эзотерика осталась, а все остальное рухнуло. Может быть, это духи навели свой символический порядок? Теперь на этом месте так же остались люди, духи, но опять поменялась форма…
021
Сложно представить себе на этом месте некую «махину», настолько развалины храма воздушны, и, самое главное, смотрятся органично. Кружевные силуэты колоннады, камни, разбросанные по округе, большие каменные куски стен прежнего храма… а есть ощущение, что все хорошо. Эзотерика не пострадала, а просто сбросила лишнюю одежду. Круг и крест, лежащие в основании храма и символизирующие мужское и женское начало, снова увидели небо. И снова соединились и природа, и символы.
022
«Небезынтересна также и орнаментировка в храме Звартноц, которая, также как и архитектоника, уходит своими корнями в глубь тысячелетий. Разберём для начала единственный поясной фриз первого яруса храма. Данный фриз, сохранившийся в деталях, представляет собой богатый, сплетённый из гранатового и виноградного барельефов узор. Фриз высечен таким образом, что заполняет всё пространство между круглыми окнами второго этажа и архивольтами арок первого этажа того же яруса. Что представляют собой гранат и виноград в эзотерическом аспекте?
022
Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо вникнуть в суть самого растительного орнамента, который является одним из древнейших типов мировой символики. Идея орнамента подобного типа кроется символах Мирового Древа и Лотоса.

Мировое Древо — великий символ всех древних народов, несущий в себе, прежде всего, идею как Космогенезиса — вечного иерархического развития Миров, так и Атропогенезиса — развития принципа Человека как принципа Микрокосма в Макрокосме. Все последующие изменения в данном символе, в большей степени, являются дополнениями и декоративными мелизмами. Что же касается фриза храма Звартноц, то он почти полностью перенят от более древнего иранского и индийского символизмов, и вбирает в себя четыре основных Идеи:
1. Идея Иерархического космического развития,
2. Идея Жертвы,
3. Идея Тайны,
4. Идея очищения и освобождения, как взаимосвязанные между собой.
Таким образом, сам фриз вмещает в себя Древо Жизни: Иерархическое космическое развитие — виноградную лозу — Идею Вечности, Идею Очищения и Освобождения, как взаимосвязанные между собой; гранатовое дерево: Идею Жертвы, Идею Мудрости и Праведности, как взаимосвязанные между собой, так же как и виноградная лоза».
023
Колонны, таинственно стоящие на фоне грозового неба, имеют капители парфянского эллинистического типа в виде корзинки. Это синтез иранской и греческой символики, заимствованный Византией, и синтезированный в одно целое. И это сделано не столько для красоты, сколько опять же для эзотерического смысла.
024
«Дорический ордер эллинских колонн олицетворял вместе с самой колонной мужское творческое начало, тогда как ионический ордер, вместе с колонной, прародитель корзинчатого ордера в сирийских, иранских и армянских храмах, отображал идею Агнца — Овна, как символа Жертвы и Солнца.

Прототипом данных капителей являются скульптуры бога Солнца Хнуфа в Египте с головами овнов в том же Карнаке и в Гелиополисе».
025
А вот изображение орла мы проглядели. Он расположен на отдельно стоящих колоннах. Нет нам прощения. Поэтому публикуем чужую фотографию.
026
«Орёл, наряду с Овном и со Львом — символ Солнца. Этот символ известен со времён Египта и Шумера. Именно оттуда он перекочевал в Иран и стал символом Ахура-Мазды, олицетворением Солнца как в Египте символ — Гора».

Хотя некоторые наши армянские друзья спорят с автором цитаты и говорят, что орлы для Армении совсем нетипичны.
027
028
А теперь давайте полазаем по храму Звартноц, внимательно присматриваясь к деталям. Эзотерика не терпит отсутствие любопытства. И что же мы обнаружим? Таинственные знаки и изображения!

«Особое место занимают барельефы людей-строителей в архивольтах наружной стены первого яруса. Зодчий Иоанн, чьё имя высечено под одним из барельефов, неслучайно поместил из людей в архивольтах только строителей. В этом, незаметном на первый взгляд шаге, который ныне расценивается как дань уважения труду строителей, кроется чрезмерно глубокий философский смысл, ключ к которому заложен в некоторых петроглифах, найденных при раскопках руин храма Тораманяном».

И что мы узнаем? Конечно о масонах, вернее, не о них самих, а о первых масонских побуждениях.

«Некоторые из этих петроглифов вошли после в тайное идеографическое письмо масонов, которые раньше, до осквернения этого братского ордена тщеславием и жаждой власти, именовали себя вольными каменщиками и строителями Храма Истины».

А вот и петроглифы.

029

Барельефы и петроглифы мы, к сожалению, не сфотографировали. Очень хочется сюда вернуться и зафиксировать в фотографиях то, что уничтожается беспощадным временем.

А теперь давайте погуляем по центру храма Бдящих Сил. Здесь расположена центральная купель, от которой берет начало алтарное возвышение.
030
Зачем такое странное сооружение, да еще и в центре храма? Купель-колодец символизировал полное материальное проявление, когда Духовный Огонь соединялся с водой в купели. Такова была мистическая символическая логика дохристианских верований, вошедшая и в христианство. Напоминаем, что в предыдущей части мы упоминали источник воды в месте, где стоит Храм Бдящих Сил и первое языческое капище. Остается храм, остаются люди, остаются духи… Меняется лишь внешняя форма.

А вот и алтарь. Перед ним прикрыто сеткой еще одно углубление, похожее на небольшую купель.

031

Алтарь.
032
033
034
Вокруг валяются фрагменты разрушенного древнего храма Бдящих Сил.
035
036
037
038

«Окружность и сфера издревле являются самыми священными формами, выражающими Идею проявленного космического пространства. Подобные круглые здания в древности воздвигались не только для культового служения, но и для Посвящения, причём самого высокого уровня. Эти круглые залы назывались Эпоптейи, тогда как прошедших Посвящение в этих залах именовали Эпоптами — высшими Посвящёнными. Эпоптейя в обязательном порядке должна была иметь конструкцию в виде окружности (толос, ротонда) со вписанным крестом или свастикой, эзотерическое значение которых уже было объяснено. Немаловажно отметить, что Эпоптейя являлась, по степени, Третьей и высшей залой для Посвящения, которое само могло проходить по семеричной или двенадцатеричной иерархии. Троичность в храме Звартноц также была явной. Следовательно, учитывая всю символику в архитектуре храма Бдящих Сил, которая не могла быть сводом случайностей, т.к. была продумана с максимальной степенью логики и знания геометрии и философии, можно сделать вывод о том, что сей храм был построен не только для христианского богослужения (это была видимая и очень хорошо продуманная вуализация), а для этапов самих Мистерий Христа-Логоса».

039

Все так же неумолимо идет время, и храм остается в руинах, но это место по-прежнему не покинули ни люди, ни духи, ни нравы… Меняется только внешняя форма.
040


Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Хочу выразить этим ребятам благодарность, они помогли мне познакомить Вас с этим приекрасным архитектурным памятником.
http://www.interesmir.ru/hram-bdyashhih-sil-chast-2/

  • 1
Хранить много тайн.

Когда я там работал, говорили, что в этом комплексе,была баня, которая работата от горящих свеч. Кстати в коментарии к вашему посту, я упомянул о свечах, но это просто совпадение.О других тайнах звартноца я не знаю.

Была я в этом храме в 1981 году. Величественно...

Да даже в такаом виде

Спасибо, интересно. Была когда-то в Звартноц. Моя подруга одноклассница живет в Ереване. Да и у меня армянские корни

И Вам спасибо. Увидимся на страинцах ЖЖ.

было бы хорошо восстановить такую красоту

Тут мнения расходятся, одни хотят восстановить, другие, построить новый. Как по мне поставили бы рядом макет, для наглядности, на этих развалинах, своя какая-то особая аура.

можно если не макет, то что-то очень похожее из современных материалов

местные умельцы вполне могут сделать образец из туфа положим 1:8 это будет и красиво. и наглядно.

Согласен с этим, подлинные вещи лучше не трогать

Они и так хороши.

!!! Какие могут быть комментарии?.. Храм - как кружева.
Принимал участие в реставрации Храма - одно это гордость для потомков)

Даже то, что осталось.впечатляет.

Впечатляет сильно

Какая красота! Всегда хотела увидеть- бережно храню вот уже больше 30!!!лет подарок знакомого из Еревана (чеканка с видом этого храма)Мечтаю побывать в Армении...задружусь взаимно)

Рад дружить, заходите, будут ещё подобные посты.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account